Новости
18 апреля 2023 года на заседании Палаты представителей рассмотрены 12 вопросов

В первом чтении были приняты четыре законопроекта.
Министр лесного хозяйства Республики Беларусь Кулик А.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Чернявская Ж.Н. представили проект Закона «Об изменении Лесного кодекса Республики Беларусь».
Целью подготовки законопроекта является совершенствование норм Лесного кодекса в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, актами Главы государства, с учетом практики применения, а также приведения в соответствие с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы охраны окружающей среды, ведения лесного хозяйства и с требованиями нормотворческой техники.
Проектом Закона закрепляется компетенция Президента Республики Беларусь на определение отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в лесном фонде, используемом в целях национальной безопасности, а также на установление порядка осуществления деятельности на участках лесного фонда, используемых в целях национальной безопасности.
Уточнены и введены новые термины с их определениями, в частности:
термин «опасные в отношении автомобильных дорог, воздушных линий связи и электропередачи деревья» корректируется в части учета опасности от падения деревьев на железнодорожные пути общего пользования (ранее опасность от падения деревьев относилась только к автомобильным дорогам, воздушным линиям связи и электропередачи);
уточняется определение ряда терминов («вывозка», «рубка промежуточного пользования», «уход за лесными насаждениями»), вводится дополнительное определение термина «транспортировка», вносится изменение в термин «лесохозяйственные мероприятия»;
так как в законодательстве не содержится понятие «вред причиненный лесам», скорректирована формулировка «вред, причиненный окружающей среде в части вреда, причиненного лесам и объектам растительного мира, в том числе незаконной рубки, деградации, загрязнения и засорения отходами земель лесного фонда, незаконного изъятия или уничтожения дикорастущих растений и (или) их частей»;
уточняется общий перечень видов вреда, который может быть причинен лесам, в том числе указаны конкретные случаи вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконной рубки;
с учетом специфики лесопользования усовершенствованы формы и методы работы должностных лиц государственной лесной охраны, а именно возможность круглосуточного посещения лесов для проведения полевых мероприятий, в том числе указанные лица в ходе проведения контрольных мероприятий наделяются полномочиями на использование транспортных средств оперативного назначения, оборудованных специальной световой и звуковой сигнализацией, а также на остановку транспортных средств;
в целях обеспечения безопасности должностных лиц государственной лесной охраны и пресечения посягательства на их жизнь и здоровье, законопроектом предусмотрено наделение указанных лиц полномочиями на использование и применение оружия, а также специальных средств, физической силы.
С докладами о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» выступили Министр информации Республики Беларусь Перцов В.Б. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ананич Л.С.
Законопроект направлен на обеспечение конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации, защиты государственных и общественных интересов, национальной безопасности в области массовой информации.
Документ разработан с учетом правоприменительной практики в целях приведения Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» в соответствие с нормами обновленной Конституции Республики Беларусь и устранения противоречий с другими законодательными актами, затрагивающими правоотношения в информационной сфере.
В проекте Закона, в частности, предлагается:
определить особенности функционирования новостных агрегаторов и правовой статус их владельцев;
расширить перечень оснований для аннулирования свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации и ограничения доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию, новостному агрегатору;
детализировать требования к деятельности владельцев интернет-ресурсов, распространяющих продукцию телевизионных и (или) радиовещательных средств массовой информации;
уточнить порядок деятельности иностранных средств массовой информации на территории Республики Беларусь;
закрепить возможность применения ответных мер в отношении иностранных средств массовой информации, интернет-ресурсов, журналистов иностранных средств массовой информации.
Заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Карпенков Н.Н. выступил с докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений». С содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мамайко И.А.
Законопроект направлен на совершенствование правоотношений в сфере функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений с учетом практики применения Закона «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений», приведение этого Закона в соответствие с изменениями, внесенными в Конституцию Республики Беларусь и Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.
В частности, законопроектом предусматриваются:
дополнение перечня сведений, подлежащих регистрации и учету в едином государственном банке данных о правонарушениях (ЕГБДП), сведениями о постановлениях (определениях) суда кассационной инстанции;
удаление сведений о правонарушении, хранящихся в ЕГБДП, после вынесения постановления об отмене вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и прекращении такого дела;
предоставление Управлению делами Президента Республики Беларусь права на получение сведений о правонарушениях, хранящихся в ЕГБДП, учитывая компетенцию и возложенные на него задачи;
расширение перечня государственных органов, которым посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы может быть предоставлен ограниченный доступ к сведениям о правонарушениях, содержащимся в ЕГБДП, за счет субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания.
Н.Н.Карпенков также доложил о проекте Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А.).
Законопроектом предлагается установить в Налоговом кодексе государственную пошлину для регистрации транспортного средства дипломатического представительства, консульского учреждения, иного официального представительства иностранного государства, представительства либо органа международной организации, межгосударственного образования, а также сотрудника дипломатического представительства, консульского учреждения и члена его семьи, почетного консула иностранного государства в размере 4 базовые величины, что соответствует принципам взаимности исчисления платежей.
В настоящее время размер государственной пошлины за государственную регистрацию транспортного средства с выдачей регистрационных знаков автомобиля составляет 2 базовые величины.
Во втором чтении были приняты два проекта законов.
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ражанец В.В. представила проект Закона «Об изменении законов».
Законопроект подготовлен в целях приведения законодательства в соответствие с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 16 марта 2021 г. № 107 «О биометрических документах» (Указ № 107). В связи с этим проектом Закона предусматривается определение порядка выдачи биометрического паспорта гражданина Республики Беларусь, а также дополнение понятийного аппарата ряда законов определениями терминов, применяемых в Указе № 107.
Кроме того, проектом Закона уточняются основания для предоставления права на отсрочку от призыва на воинскую службу, устанавливается временное ограничение на выезд из Республики Беларусь лиц, в отношении которых ведется административный процесс, предоставляется право Комитету государственной безопасности временно ограничивать выезд физических лиц из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, предусматривается дополнительное регулирование порядка выезда за границу сотрудников государственных органов.
При доработке для его рассмотрения во втором чтении в проекте Закона:
закреплен порядок согласования (с учетом имеющейся правоприменительной практики) выезда из Республики Беларусь руководителей государственных органов, а также руководителей государственных организаций и работников, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, которым предоставлен допуск к государственным секретам;
определено, что отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования предоставляется гражданам, которые на день вступления настоящего Закона обучаются в учреждениях образования в очной форме получения образования за границей и поступили в указанные учреждения образования в возрасте до 18 лет;
положения о корректировке Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» включены в Закон Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании»;
внесены другие корректировки, направленные на приведение в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом об образовании, Законом «О государственной службе», Законом «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь».
С докладом о проекте Закона «Об изменении Бюджетного кодекса Республики Беларусь» выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Стельмашок С.П.
Законопроектом предполагается внесение точечных изменений в Бюджетный кодекс с целью приведения его отдельных статей в соответствие с законодательством, позволяющих в складывающихся экономических условиях обеспечить устойчивое и сбалансированное исполнение бюджета:
в целях оперативного решения вопросов финансирования возникающих в текущем году обязательств устанавливаются соответствующие полномочия Главы государства;
устанавливается порядок зачисления штрафов за умышленные неначисление и неуплату обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН;
предоставляется право направления неиспользованных остатков бюджетных средств на цели, определенные законодательством.
Кроме того, в ходе заседания депутатский корпус рассмотрел пять проектов законов о ратификации международных договоров.
Заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Долголевец А.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Машкаров А.В. выступили с докладами о проекте Закона «О ратификации Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала».
Поправка предусматривает ряд существенных дополнений Конвенции о физической защите ядерного материала, принятой в г. Вене 26 октября 1979 года, в том числе:
положения Поправки распространяются на обеспечение физической защиты не только ядерного материала, но и ядерной установки;
уточняются цели Конвенции, которые состоят в достижении и поддержании эффективного уровня физической защиты ядерного материала и ядерных установок, используемых в мирных целях, в противодействии правонарушениям, связанным с такими материалами и установками, и борьбе с такими правонарушениями, а также в содействии сотрудничеству между государствами-участниками в достижении этих целей;
расширены и дополнены требования в части обеспечения физической защиты при международных перевозках ядерного материала, защиты ядерных материалов при его использовании, хранении и перевозке в мирных целях внутри страны;
затрагиваются вопросы международного сотрудничества в целях обнаружения и пресечения незаконного перемещения ядерного материала, обмена информацией между государствами о готовящихся противоправных действиях с ядерным материалом и (или) в отношении объектов использования атомной энергии, в том числе саботажа, вопросы взаимодействия по возвращению похищенного ядерного материала;
устанавливаются требования в отношении защиты конфиденциальности информации, несанкционированное раскрытие которой может поставить под угрозу физическую защиту ядерного материала и ядерных установок.
Ратификация Республикой Беларусь Поправки послужит инструментом совершенствования механизма международного сотрудничества по вопросам обеспечения физической ядерной безопасности, предотвращения и пресечения хищений, диверсий в отношении ядерного материала и ядерных установок, в том числе ликвидации негативных последствий от таких действий (предусматривается возможность обмена практиками в этой сфере между государствами — участниками, помощь и обмен информацией в случае саботажа и др.).
Поправка также будет способствовать унификации и гармонизации законодательства в сфере обеспечения физической ядерной безопасности с поставщиком ядерных технологий — Российской Федерацией, в частности, в отношении перевозок свежего и отработавшего ядерного топлива Белорусской атомной электростанции.
Предусмотренные Поправкой меры физической ядерной безопасности будут способствовать повышению доверия общественности к мирному использованию ядерных технологий и достижению целей устойчивого развития в сфере атомной энергетики.
Предоставленные Поправкой возможности позволят Республике Беларусь расширить сотрудничество с государствами — участниками Поправки в принятии оперативных мер по обнаружению и возвращению похищенного или контрабандного ядерного материала, смягчению любых радиологических последствий саботажа, а также предотвращению связанных с этим правонарушений и борьбе с ними.
Необходимость присоединения Республики Беларусь к Поправке продиктована общемировыми тенденциями по усилению противодействия угрозе международного ядерного терроризма.
Ратификация Поправки отвечает требованиям статьи 46 Конституции Республики Беларусь в части развития Республикой Беларусь атомной энергии в мирных целях и обеспечения безопасности при производстве и использовании атомной энергии.
Проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области обращения с отработавшим ядерным топливом» представили Министр энергетики Республики Беларусь Каранкевич В.М. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Кравцов С.В.
Предметом Соглашения является ввоз облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в Российскую Федерацию для временного технологического хранения с последующей переработкой, а также возврат в Республику Беларусь радиоактивных отходов.
Под облученными тепловыводящими сборками ядерных реакторов понимаются тепловыделяющие сборки российского производства, облученные в ядерном ректоре атомной станции, сооруженной на территории Республики Беларусь, и извлеченные из него, содержащие ядерное топливо.
Для осуществления сотрудничества в рамках Соглашения потребуется получение лицензий (разрешений).
В соответствии с Соглашением компетентными органами являются:
от Республики Беларусь — Министерство энергетики Республики Беларусь;
от Российской Федерации — Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
Компетентные органы назначают соответствующие уполномоченные организации.
Соглашением предусматривается, что в целях осуществления перевозки облученных тепловыделяющих сборок и их последующей переработки заключаются договоры (контракты) между уполномоченными организациями. В частности, в названных договорах (контрактах) определяется объем сотрудничества, права и обязанности уполномоченных и привлекаемых организаций и другие условия сотрудничества.
В соответствии с Соглашением компетентный орган Беларуси наделяется полномочиями в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь, принимать решения о вывозе каждой партии облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в Российскую Федерацию с последующим возвратом в Республику Беларусь радиоактивных отходов.
С докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о реализации Программы военно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до 2025 года» выступил Председатель Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь Пантус Д.А., с содокладом — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Белоконев О.А.
При ратификации Соглашения будет введена в действие Программа военно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до 2025 года (далее — Программа), которой предусмотрены взаимные поставки продукции военного назначения в интересах силовых структур Беларуси и России, а также промышленных и научных организаций сторон, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по созданию новых и модернизации существующих образцов вооружения, военной техники, продукции военного, двойного и специального назначения, проведение мероприятий единой политики в сфере технического нормирования, стандартизации и каталогизации оборонной продукции, совместная реализация проектов в интересах третьих стран, участие в мероприятиях военно-технического сотрудничества, проводимых в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Согласно положениям Соглашения правительства Республики Беларусь и Российской Федерации оказывают содействие уполномоченным организациям государств-сторон и обеспечивают равные условия их участия в реализации мероприятий Программы, что исключает проведение конкурсных процедур закупок и значительно сокращает сроки получения разрешительных документов от уполномоченных органов государств сторон на перемещение продукции военного назначения.
В соответствии с положениями Соглашения с даты его вступления в силу прекратит свое действие Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о реализации Программы военно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до 2020 года от 25 декабря 2013 года.
В результате ратификации Соглашения планируется снятие российской стороной запретов и ограничений на допуск промышленных товаров, работ (услуг), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, сокращение сроков получения разрешительных документов от уполномоченных органов государств сторон на перемещение продукции военного назначения, осуществление поставок продукции военного назначения и оказание услуг по мероприятиям, включенным в Программу, по упрощенной процедуре.
Первый заместитель Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Голуб Н.Г. выступили с докладами о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме».
Протокол разработан Евразийской экономической комиссией совместно с государствами — членами ЕАЭС и предусматривает внесение изменений в Договор о ЕАЭС в части определения наднационального механизма взимания налога на добавленную стоимость (при оказании услуг в электронной форме, а также устранения пробелов в правовом регулировании вопросов налогообложения, выявленных в ходе правоприменительной практики, и технической корректировки некоторых положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Перечень услуг в электронной форме утверждается Советом Евразийской экономической комиссии.
Согласно общему правилу в целях уплаты НДС налогоплательщик, оказывающий услуги лицам, местом осуществления деятельности которых признана территория другого государства, подлежит постановке на учет в налоговом органе этого другого государства, при условии, что соответствующая обязанность предусмотрена законодательством этого другого государства. Если такая обязанность не предусмотрена, то исчисление и уплату НДС осуществляют организации и (или) индивидуальные предприниматели, приобретающие услуги в электронной форме.
Протоколом установлен порядок определения места осуществления деятельности покупателя услуг в электронной форме, а также порядок уплаты НДС, в том числе для случаев оказания услуг с участием посредников.
Предлагаемый Протоколом порядок взимания НДС в отношении услуг в электронной форме создает равные условия налогообложения как внутри союза, так и с третьими странами с прозрачным и четким механизмом уплаты НДС, упрощает налоговое администрирование, а также существенно облегчает ведение бизнеса в области реализации электронных услуг.
О проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Сирийской Арабской Республики о системе содействия взаимной торговле» доложил Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Орловский В.Н. (содокладчик —заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Назаренко В.А.).
Соглашение заключено в целях защиты экономических и общественных интересов Республики Беларусь и Сирийской Арабской Республики, повышения эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых между государствами сторон, и обеспечения развития системы содействия взаимной торговле (ССВТ) и ее безопасности.
Соглашением предусматривается, что ССВТ основана на обмене информацией о перемещении товаров и транспортных средств в соответствии с техническими условиями обмена информацией. Состав передаваемой информации формируется согласно приложению, которое является неотъемлемой частью международного договора.
В соответствии со статьей 3 Соглашения стороны договорились о следующем: обмен информацией будет осуществляться в отношении поставок участников внешнеэкономической деятельности, к которым применяется ССВТ; таможенные органы государств сторон разработают и утвердят технические условия обмена информацией, а также будут избегать противоречий в отношении Соглашения, которые могут нанести ущерб добровольному характеру такого регулирования по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности, не участвующим в ССВТ; ССВТ будет представлять собой распространенную практику, применяемую для всех видов транспорта и всех видов товаров, и др.
В Соглашении закреплено, что участники внешнеэкономической деятельности, к которым применяется ССВТ, будут получать следующие преимущества: приоритетный порядок таможенного оформления в пунктах пропуска в соответствии с национальными законодательствами сторон; упрощение таможенных формальностей, где это возможно, включая выделение отдельных полос в целях сокращения времени оформления.
Для целей реализации Соглашения в качестве уполномоченных таможенных органов определены: со стороны Республики Беларусь — Государственный таможенный комитет, со стороны Сирийской Арабской Республики — Государственное таможенное управление.
Соглашением определено, что таможенные органы государств сторон определяют список компетентных должностных лиц таможенных органов, уполномоченных на осуществление прямых контактов, во-первых, в целях разработки и согласования технических условий обмена информацией и технологий обработки и передачи данных, а также требований по защите информации; во-вторых, для урегулирования технических проблем, возникших в ходе применения настоящего Соглашения.
Депутатский корпус также рассмотрел кадровый вопрос. Парламентарии дали согласие на освобождение С.В.Кравцова от должности заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрной политике.
19 апреля 2023 года состоится совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, на котором парламентарии заслушают информацию Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь о результатах деятельности Национального банка в 2022 году.