Василевич Мария Викторовна
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации
Моя ответственность за Ваше доверие!

Василеквич Мария Викторовна

Новости

18 декабря 2020 года завершила работу четвертая сессия Палаты представителей национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва

18 12/2020
На утреннем заседании четвертой сессии Палаты представителей седьмого созыва парламентарии рассмотрели девять вопросов. Во втором чтении были приняты семь законопроектов.

С общим докладом по проектам Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях выступила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Любецкая С.А.

В своем докладе парламентарий отметила, что проекты КоАП и ПИКоАП являются системообразующими нормативными правовыми актами, закрепляющими принципы и нормы правового регулирования административной ответственности, административного процесса и обеспечивающими наиболее полное правовое регулирование соответствующих общественных отношений. Главная особенность разработанных проектов кодексов — профилактический и предупредительный характер их норм.

После рассмотрения в первом чтении законопроекты были значительно доработаны с учетом замечаний и предложений, высказанных депутатами Палаты представителей, заинтересованными государственными органами, иными организациями, представителями бизнес-сообщества, научными учреждениями, гражданами. В ходе их подготовки к рассмотрению во втором чтении было рассмотрено более 700 замечаний и предложений.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Луканская И.Э. представила проект Закона «Об изменении законов по вопросам медиации».

Данный проект Закона подготовлен во исполнение статьи 2 Закона «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации» и обеспечения эффективной реализации положений Конвенции.

Основные цели Конвенции направлены на популяризацию медиации как способа разрешения спора и закрепления возможности исполнения мировых соглашений, принятых в рамках медиации.

Для реализации в национальном законодательстве института обеспечения предмета международного медиативного соглашения, оснований признания международных медиативных соглашений и оснований отказа в их принудительном исполнении предусмотрена корректировка Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В целях исключения практики внесения в законы множественных изменений, обеспечения комплексности и системности корректировки нормативных правовых актов из проекта Закона исключены нормы, предусматривающие изменения Налогового кодекса Республики Беларусь, для включения их в законопроект по комплексной корректировке указанного кодекса.

Проектом Закона предусматривается дополнение Закона «О медиации» нормами, содержащими определение международного медиативного соглашения, а также положениями, регулирующими порядок признания и исполнения международных медиативных соглашений.

Кроме того, для комплексной корректировки законодательства в сфере медиации Закон о медиации дополняется нормой, устанавливающей определение обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации.

Практическая реализация Конвенции позволит обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования, а также будет способствовать упрощению и ускорению исполнения медиативных соглашений международного характера, исполнение которых входит в сферу применения Конвенции.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» доложил член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мамайко И.А.

Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование правовых основ функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, приведение их в соответствие с другими законодательными актами.

Законопроект предусматривает регулирование общественных отношений, связанных с учетом, регистрацией, хранением в едином государственном банке данных о правонарушениях сведений о правонарушениях, их защитой и предоставлением государственным органам и иным организациям Республики Беларусь, иностранных государств и международным организациям, а также адвокатам, нотариусам и иным физическим лицам.

Принимая во внимание объем вносимых изменений Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» излагается в новой редакции.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Дубов А.В. выступил с докладом по проекту Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности».

Законопроект в целом ориентирован на:

декриминализацию и смягчение ответственности за деяния, не связанные с причинением существенного вреда;

обеспечение сбалансированности наказания за отдельные виды преступлений с учетом правоприменительной практики;

создание дополнительных правовых гарантий для участников уголовного процесса и оптимизацию мер пресечения;

корректировку положений уголовного законодательства с учетом развития современных информационных технологий;

согласование положений уголовного закона с изменяющимся отраслевым законодательством.

Так, проектом Закона предусматривается декриминализация ряда составов преступлений с административной преюдицией.

Предусмотрена декриминализация тех составов, исключение которых было поддержано большинством заинтересованных государственных органов (незаконное распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах субъекта хозяйствования, обман потребителей, нарушение правил охраны недр, нарушение правил радиационного контроля, незаконное пользование эмблемой Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла, самовольное занятие земельного участка, передача предметов или веществ лицу, содержащемуся в следственном изоляторе, исправительном учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы, или арестном доме, либо получение от него предметов и веществ.

При этом, исключая составы из Уголовного кодекса Республики Беларусь, предлагается установить повышенную административную ответственность за повторное совершение соответствующих деяний.

Также корректировке подвергаются меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога. Предлагаемые изменения направлены на оптимизацию мер пресечения, а также обеспечение максимально индивидуализированного подхода при их назначении с учетом личности подозреваемого или обвиняемого, их возраста и состояния здоровья, рода занятий, семейного и имущественного положения и др.

Уделено внимание усилению гарантий обвиняемых (подозреваемых) в отношении применения самой строгой меры пресечения — заключения под стражу.

Вводится абсолютно новая для национального законодательства мера пресечения — запрет определенных действий. Расширение действующей системы мер пресечения вызвано необходимостью увеличения сферы применения мер пресечения «ограничительного» характера, не связанных с заключением под стражу.

Ряд положений проекта направлены на устранение нарушений и иных недостатков в работе правоохранительных органов и, в том числе, связаны с пересмотром оснований приостановления и продления сроков расследования уголовных дел, использованием безбумажных технологий для фиксации хода и результатов следственных действий, расширением полномочий органов прокуратуры на стадии предварительного расследования и иное.

В проекте Закона реализованы выработанные Генеральной прокуратурой подходы к применению института поручительства при помиловании осужденных.

Нормы законопроекта также связаны с усилением и дифференциацией ответственности в государственном и частном секторах за совершение коррупционных преступлений. Предлагаемые меры позволят устранить имеющиеся пробелы, а также обеспечить выполнение отдельных международных обязательств Республики Беларусь.

В проект Закона включены нормы, направленные на совершенствование института освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба (вреда), уплатой дохода, полученного преступным путем.

Принятие проекта Закона будет способствовать реализации последовательной государственной политики, направленной на либерализацию уголовной ответственности, устранение возникающих в правоприменительной практике проблемных вопросов, повышение эффективности отдельных правовых институтов, а также приведению Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов в соответствие с законодательством.

О новациях законопроекта «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «Об официальных геральдических символах» проинформировал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Волков И.В.

Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью обеспечения полноты и всесторонности регулирования общественных отношений в сфере официальной геральдической символики.

В законопроект включены положения Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах создания, установления, государственной регистрации и использования официальных геральдических символов», касающиеся правовой регламентации нагрудных знаков.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Боболович А.С.

В двух чтениях был рассмотрен проект Закона «О введении в действие кодексов», о котором рассказали Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Любецкая С.А.

Законопроектом предусматривается, что новые кодифицированные нормативные правовые акты по вопросам административной ответственности вводятся в действие с 1 марта 2021 года.

В связи с введением в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предлагается признать утратившими силу ряд действующих законодательных актов, регулирующих вопросы привлечения к ответственности граждан, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов хозяйствования за совершение административных правонарушений.

Кроме того, законопроект содержит переходные положения, касающиеся приведения актов законодательства в соответствие с КоАП и ПИКоАП, а также определяющие порядок применения таких актов до приведения их в соответствие с КоАП и ПИКоАП.

В законопроекте нашли отражение вопросы рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнения вынесенных в рамках действующих кодексов об административной ответственности постановлений о наложении административных взысканий с учетом подходов, предусмотренных новыми КоАП и ПИКоАП в части либерализации системы наказаний за административные правонарушения, изменения процессуальной компетенции государственных органов (организаций), должностных лиц на составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Кроме того, на заседании депутатский корпус заслушал доклад председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Савиных А.В. о Заявлении Национального собрания Республики Беларусь в связи с принятием Европейским парламентом резолюции по Беларуси.

В результате обсуждения парламентарии одобрили текст заявления и приняли соответствующее постановление Палаты представителей.

На вечернем заседании депутатский корпус рассмотрел пакет бюджетных законопроектов на 2021 год.

В двух чтениях был принят проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2021 год», который представили Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мурина Ю.Г.

В законопроекте определены источники формирования доходов бюджета фонда, их объем и направления использования средств фонда, устанавливается порядок исполнения бюджета фонда.

Доходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 19 120,4 млн. рублей или 108,9 процентов к бюджету фонда за 2020 год.

Основную долю в структуре взносов на государственное социальное страхование занимают обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан  98,1 процента или 16 841,9 млн. рублей.

С текущего года установлена уплата обязательных страховых взносов за военнослужащих, проходящих срочную военную службу. Таких поступлений на 2021 год предусмотрено в сумме 1,3 млн. рублей (менее 0,01 процента).

Взносы на профессиональное пенсионное страхование рассчитаны в сумме 192,9 млн. рублей (1,1 процента).

Неналоговые доходы бюджета фонда составляют 325,3 млн. рублей. Наибольший удельный вес 58,2 процента в неналоговых доходах бюджета фонда занимают доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования в сумме 189,4 млн. рублей, другие неналоговые доходы составляют 135,9 млн. рублей.

Субвенция из республиканского бюджета в бюджет фонда планируется на уровне 1630,0 млн.  рублей, основная масса которых это расходы, которые согласно законодательству, осуществляются из республиканского бюджета.

Расходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 18 787,6 млн. рублей.

Основная часть расходов бюджета фонда (78,8 процента) в сумме 14 810,6 млн. рублей направляется на финансирование пенсионного обеспечения.

Общая сумма расходов бюджета фонда, направляемых на финансирование пособий, составляет 3 688,1 млн. рублей или 19,6 процента расходов бюджета. Кроме того, запланировано финансирование по другим статьям расходов в соответствии с целевым назначением средств фонда.

В целом, бюджет фонда на 2021 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 332,8 млн. рублей, которые в соответствии с законодательством подлежат накоплению. Исполнение бюджета фонда будет осуществляться через единый казначейский счет.

Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Васюков В.М. выступили с докладами по проекту Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь», который был принят в двух чтениях.

Вносимые законопроектом изменения направлены на приведение Кодекса в соответствие c Жилищным, Банковским и Трудовым кодексами, законами и указами Президента Республики Беларусь.

В частности, с 2021 года законопроектом предлагается:

индексация ставок земельного, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в целях адаптации их к инфляционным процессам;

увеличение ставок акцизов на табачные изделия на 15 процентов;

сокращение перечня продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10 процентов;

установление ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий;

отмена взимания единого налога на вмененный доход;

увеличение с одной до двух базовых величин ставки сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и сбора за осуществление ремесленной деятельности.

В рамках консолидации бюджетных средств в условиях необходимости изыскания дополнительных средств для борьбы с коронавирусом, в том числе вакцинации и дополнительного стимулирования медицинского персонала, работающего с инфицированными COVID-19, проектом Закона предусматривается:

налогообложение налогом на прибыль по ставке 30 процентов операторов сотовой подвижной электросвязи, назначенного в оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь, а также прибыли коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций;

налогообложение подоходным налогом по ставке 13 процентов доходов физических лиц, полученных по трудовым договорам от резидентов Парка высоких технологий и резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

предоставление права Минскому городскому Совету депутатов на увеличение ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц до четырех раз, областным Советам депутатов — до двух раз.;

увеличение с 0,7 процента до 1,5 процента ставки арендной платы и земельного налога за земельный участок, предоставленный для размещения торговых центров;

введение местного сбора за пересечение транспортными средствами Государственной границы Республики Беларусь.

В связи с согласованным Правительством с Палатой представителей решением по отмене государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении законопроектом предусмотрен переход к взиманию транспортного налога с организаций и физических лиц.

Министр финансов Республики Беларусь также представил проект Закона «О республиканском бюджете на 2021 год», с содокладом выступила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.

Проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2021 год разработаны на основе положений программных документов по социально-экономическому развитию страны с учетом складывающейся экономической ситуации.

Ключевой задачей развития Республики Беларусь в 2021 году будет являться обеспечение макроэкономической сбалансированности, социальная защищенность населения и повышение на этой основе благосостояния белорусского народа.

Доходы по проекту республиканского бюджета на 2021 год предусматриваются в сумме 23 303,5 млн. рублей, что на 1470,4 млн. рублей (или 6,7 процента) больше ожидаемого исполнения 2020 года.

Основными источниками налоговых доходов республиканского бюджета являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы по проекту республиканского бюджета на 2021 год сформированы в сумме 27 350,5 млн. рублей, или 105,2 процента к ожидаемому исполнению 2020 года.

В 2021 году основными задачами для сектора государственных финансов являются обеспечение экономического роста на основе повышения эффективности использования внешних и внутренних ресурсов и сокращения региональных диспропорций.

В 2021 году усилится социальная направленность расходов бюджета.

В приоритете финансирование образования и здравоохранения, а также реализация мер, направленных на повышение качества жизни населения, поддержку многодетных семей. Предусмотрено формирование семейного капитала в сумме 341,5 млн. рублей. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.

На 2021 год формирование проекта республиканского бюджета произведено с дефицитом в размере 4046,9 млн. рублей.

Все новости