Василевич Мария Викторовна
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации
Моя ответственность за Ваше доверие!

Василеквич Мария Викторовна

Новости

9 ноября 2021 года состоялось очередное заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва, в ходе которого были рассмотрены 12 вопросов

09 11/2021

В первом чтении парламентарии рассмотрели пять законопроектов.

О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» выступили с докладами Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Голуб Н.Г.

Подготовка проекта Закона обусловлена необходимостью совершенствования норм законодательства о ценных бумагах с учетом практики его применения, принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам и произведена в контексте международных соглашений по гармонизации законодательства в сфере финансового рынка в рамках Евразийского экономического союза.

Основные изменения, предлагаемые проектом Закона, предусматривают:

упрощение порядка эмиссии ценных бумаг, в том числе путем сокращения перечня эмиссионных документов, представляемых для государственной регистрации ценных бумаг в уполномоченный орган, осуществляющий регулирование рынка ценных бумаг;

создание института номинального держателя ценных бумаг, введение новых финансовых инструментов — структурных облигаций, установление порядка и условий их эмиссии;

конкретизацию случаев, являющихся основанием для отказа в государственной регистрации уполномоченными структурами — фондовой биржей или центральным депозитарием выпусков ценных бумаг;

совершенствование порядка осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам в части введения системы внутреннего учета и управления рисками, а также расширение круга участников торгов на фондовой бирже, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

упорядочение процессов эмиссии и обращения ценных бумаг эмитентов-нерезидентов на территории Республики Беларусь, в том числе предоставление им права осуществлять эмиссию ценных бумаг в соответствии с законодательством по решению Правительства;

реализацию в национальном законодательстве международных стандартов в области регулирования рынка ценных бумаг с учетом требований международной организации комиссий по ценным бумагам, стандартов группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, а также предусмотренных планом мероприятий по гармонизации законодательства государств — членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка. 

Министр экономики Республики Беларусь Червяков А.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Горваль С.А. представили проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах».

Законопроект подготовлен в рамках проводимой работы по перераспределению полномочий между органами государственной власти и предусматривает передачу полномочий Главы государства по изменению границ свободных экономических зон Совету Министров Республики Беларусь.

В связи с этим из статьи 7 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» исключаются соответствующие полномочия Президента Республики Беларусь с внесением необходимых дополнений в статью 8, определяющей полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон.

В связи с этим корректировки вносятся в статью 12 Закона о СЭЗ в части изменения вида нормативного правового акта о решении вопроса об изменении границ СЭЗ с проекта Указа Президента Республики Беларусь на проект постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Определяется, что с инициативой изменения границ свободной экономической зоны могут выступать областные (Минский городской) исполнительные комитеты и администрация свободной экономической зоны.

Законопроектом также предусмотрено, что решение об изменении границ свободной экономической зоны с включением в ее границы территорий, на которых расположены земельные участки, представленные сельскохозяйственными землями сельскохозяйственного назначения, лесными землями лесного фонда (природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов), принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

По проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» с докладом выступил заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Старовойтов Н.М., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Луканская И.Э.

Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование регулирования отношений в области осуществления нотариальной деятельности и предусматривает ряд нововведений исходя из правоприменительной практики, а также реализацию положений иных актов законодательства.

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Худык А.П. представил проект Закона «Об изменении законов» (по вопросу передачи Правительству полномочий на установление такс для определения размера вреда, причиненного окружающей среде) (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Азаренко В.Н.).

Законопроект подготовлен в целях закрепление полномочий Совета Министров Республики Беларусь по установлению такс для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

В настоящее время таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установлены Указом Президента Республики Беларусь (от 24 июня 2008 г. № 348), а полномочия Президента Республики Беларусь на установление таких такс закреплены в статьях законов Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «О растительном мире», «О животном мире» и в Лесном кодексе Республики Беларусь, корректировку которых предусматривает проект Закона.

Принимая во внимание, что обеспечение проведения единой политики в экономической сфере и в области охраны окружающей среды (согласно Закону Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь») входит в круг вопросов Совета Министров, представляется целесообразным передать Совету Министров полномочия на установление такс для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Это позволит обеспечить комплексное регулирование вопросов, связанных с установлением такс для определения размера вреда, причиненного окружающей среде, и определением порядка расчета вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам.

О положениях проекта Закона «Об изменении законов по вопросам деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» рассказали глава государственного учреждения «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» Ярошенко А.Г. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Чернявская Ж.Н.

Целью подготовки законопроекта является приведение в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 11 июня 2021 г. № 215 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» норм, содержащихся в Кодексе Республики Беларусь о недрах, законах Республики Беларусь «О растительном мире», «О рекламе» и «О наименовании географических объектов».

Проект Закона предусматривает следующие изменения:

расширение компетенции государственного учреждения «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» в области использования и охраны недр, а именно при принятии решения о предоставлении геологических и горных отводов в границах Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий Камень», за исключением случаев, когда решение о предоставлении горных отводов принимает Президент Республики Беларусь;

отнесение администрации парка к государственным органам, осуществляющим регулирование и управление в области обращения с объектами растительного мира на территории индустриального парка и определение компетенции администрации парка в области обращения с объектами растительного мира;

отнесение администрации парка к государственным органам, осуществляющим регулирование и управление в области рекламы на территории индустриального парка;

дополнение компетенции администрации парка в области наименований географических объектов на территории индустриального парка.

В ходе заседания депутатский корпус принял три законопроекта во втором чтении.

Проект Закона «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь» (докладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Дубов А.В.) разработан в связи с распространением новых специфических видов противоправного поведения и с целью усиления превентивного потенциала статьи 361 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Проектом Закона статья 361 УК излагается в новой редакции, при этом ужесточается уголовная ответственность за действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе с указанием в названии, диспозициях частей 1 и 2 на такой криминообразующий признак этого преступления, как «призывы, направленные на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь»; диспозиция части 3 дополняется квалифицирующим признаком «повлекшие тяжкие последствия».

Так, проектом Закона предлагается наказывать указанные действия по части 1 статьи 361 УК ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет, по части 2 — лишением свободы на срок от трех до десяти лет, по части 3 — лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Комаровский И.С. представил для рассмотрения во втором чтении проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении».

Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование обеспечения безопасности дорожного движения и предусматривает ряд нововведений, направленных на учет правоприменительной практики, а также реализацию положений иных актов законодательства, в том числе по вопросам развития предпринимательства.

И.С.Комаровский проинформировал, что при доработке законопроекта ко второму чтению Постоянной комиссией Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи в его текст внесено большое количество правок, связанных с реализацией норм отдельных законодательных актов, устранением обнаруженных пробелов в правовом регулировании, а также усовершенствованием норм Закона по замечаниям и предложениям заинтересованных государственных органов и организаций.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности» выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Аутко А.В.

Целью подготовки проекта Закона является обеспечение правового регулирования создания, функционирования и развития в Республике Беларусь Национальной инфраструктуры пространственных данных, а также внесения изменений для реализации правоприменительной практики и приведение Закона Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности» в соответствие с законами Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», указами Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки», от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Заместитель Министра энергетики Республики Беларусь Реентович С.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Синяк В.А. представили проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь, от 25 ноября 2011 года».

Протоколом определены принципы формирования и установления цены на импортируемый российский природный газ, поставляемый в Республику Беларусь в 2021 году.

Протокол конкретизирует и продлевает до 31 декабря 2021 года сроки применения иного порядка определения цены на импортируемый газ в Республику Беларусь, чем предусмотрен частями первой — шестой статьи 3 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь, от 25 ноября 2011 года.

Протоколом установлено, что в 2021 году цена на газ для Республики Беларусь определяется Протоколом между Правительством Республики Беларусь и ПАО «Газпром». При этом конкретная цена на газ для Республики Беларусь с 1 января по 31 декабря 2021 года отражена в Протоколе о внесении изменений в Протокол между Правительством Республики Беларусь и ПАО «Газпром» о порядке формирования цен при поставке природного газа в Республику Беларусь от 13 апреля 2017 года (далее — Протокол с ПАО «Газпром»), подписанном в г. Санкт-Петербурге 24 декабря 2020 года.

Протокол с ПАО «Газпром» предусматривает, что в 2021 году цена на газ для Республики Беларусь определяется путем индексации цены на газ, действующей в 2020 году (127 долларов США за 1 тыс. куб. м), на величину инфляции, определяемую согласно статье 1 Соглашения, и составляет 128,52 доллара США за 1 тыс. куб. м.

С докладами по проекту Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» выступили первый заместитель Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Дик С.К.

Протокол разработан Евразийской экономической комиссией совместно с заинтересованными министерствами (ведомствами) государств — членов Евразийского экономического и направлен на обеспечение выравнивания условий взимания налога на добавленную стоимость) при ввозе на территорию свободной (специальной, особой) экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС, функционирующей в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2016 года, товаров ЕАЭС и третьих стран.

В соответствии с Протоколом предусматривается освобождение от уплаты НДС при ввозе товаров ЕАЭС на территорию СЭЗ в России, если ввезенные товары будут реализованы в течение 180 календарных дней с даты принятия их на учет. В случае отсутствия факта реализации импортированных товаров либо их реализации без НДС в течение этого срока, производится уплата НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает указанный срок.

Протоколом определяется порядок и срок представления налогоплательщиками, являющимися резидентами СЭЗ в России, налоговых деклараций и документов, подтверждающих уплату НДС по нереализованным либо реализованным без НДС импортированным товарам.

Кроме того, депутатский корпус на заседании принял к сведению два декрета Президента Республики Беларусь.

О Декрете Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 5 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» рассказали первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Вежновец И.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Насеня А.В.

Декрет отменяет норму Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», которая освобождала отдельную категорию субъектов хозяйствования от обязательного заключения сделок по экспорту пилопродукции и щепы (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4401 21 000 0, 4401 22 000 0 и 4407) на биржевых торгах.

Коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, а также коммерческие организации Республики Беларусь, имеющие обособленные подразделения, в части деятельности обособленных подразделений обязаны заключать сделки при реализации на экспорт товаров собственного производства, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 4401 21 000 0 «древесина в виде щепок или стружки хвойных пород», 4401 22 000 0 «древесина в виде щепок или стружки лиственных пород» и 4407 «лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм» на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Крачек И.Ю. проинформировали о Декрете Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь».

Документ направлен на корректировку Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и принят в целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, а также реализации изменений, внесенных в Трудовой кодекс Республики Беларусь Законом Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 114-З «Об изменении законов».


Все новости

Помощники депутата

Ганцовская Марта Александровна 
г. Минск, ул. Кальварийская, 39, каб.408
+37525 6909250

Хижняк Елена Александровна 
+37529 3070559